Положение о постановке несовершеннолетних обучающихся и их семей на внутришкольный учет и снятие с него

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мохиревская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Мохиревская ООШ»)

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МКОУ «Мохиревская ООШ»
(протокол № 7 от 30.05.2025г.)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МКОУ «Мохиревская ООШ»
от 30.05.2025г. № 3005-1п
и.о. директора Е.С.Ряпосова

Положение
о постановке несовершеннолетних обучающихся и их семей на
внутришкольный учет и снятие с него
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации от
24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями), от
24.07.1998 № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями) и в целях профилактики девиантного и асоциального
поведения, правонарушений и безнадзорности среди обучающихся, формирования
законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся, Семейным
кодексом РФ, Уставом МКОУ «Мохиревская ООШ» (далее общеобразовательное
учреждение).
1.2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на
внутришкольный учёт и снятия с учёта несовершеннолетних обучающихся и их
семей.
1.3. В Положении применяются следующие понятия:
несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей
по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных
законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, –
лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные
действия
–
действия
несовершеннолетнего,
выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,
психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а
также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая
детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или
иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная
профилактическая
работа
–
деятельность
по
своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально
опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)
предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –
система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
и
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально опасном положении.
Общеобразовательное учреждение является частью системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учет в общеобразовательном учреждении несовершеннолетних обучающихся
и семей, находящихся в социально опасном положении (далее – внутришкольный
учет) – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая
общеобразовательным
учреждением
в
отношении
несовершеннолетнего
обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая
направлена на:
- оказание
социально-психологической
и
педагогической
помощи
несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в
обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в общеобразовательном учреждении,
принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им
помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в общеобразовательном учреждении общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к
участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Совет
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних обучающихся – это коллегиальный орган, целью которого
является планирование, организация и осуществление контроля за проведением

профилактики социально-опасных явлений (безнадзорности, правонарушений,
антиобщественных действий).
II. Основные цели и задачи
2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью своевременного выявления
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
оказания им социально-психологической и педагогической помощи.
2.2. Основные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных
действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2.3. Деятельность общеобразовательного учреждения по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах
законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,
поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к
несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации,
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и
общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за
нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
III.

Основания для постановки на внутришкольный учёт

3.1. Категории несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых
проводится индивидуальная профилактическая работа:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3)
содержащиеся
в
социально-реабилитационных
центрах
для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без
назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию;
5)
совершившие
правонарушение,
повлекшее
применение
мер
административной ответственности;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии
или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что

исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения
принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной
ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная
ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного
с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении
которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
10)
условно-досрочно
освобожденные
от
отбывания
наказания,
освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с
помилованием;
11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка
исполнения приговора;
12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы,
вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа,
если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения
режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска)
находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи
и (или) реабилитации;
13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести
и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия;
14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам,
исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением
свободы.
3.2. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
являются обстоятельства, изложенные в пункте 3.1. настоящего Положения, если они
зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных
представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию
Общеобразовательного учреждения по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или
начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" как
основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по
результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
3.3. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которой

родители (законные представители):
3.3.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или)
содержанию своих детей.
3.3.2. Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно
влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия
(преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение
и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.).
3.3.3. Допускают в отношении своих детей жестокое обращение.
3.3.4. Имеют детей, находящихся в социально опасном положении
и состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
(далее- Т КДН и ЗП).
IV. Организация деятельности по постановке на внутришкольный учёт
или снятию с учёта
4.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта
принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних обучающихся (далее – Совет профилактики).
4.2. Постановка или снятие с внутришкольного учёта может осуществляться по
представлению классного руководителя. (Приложение 1, Приложение 6).
4.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный
учёт секретарю Совета профилактики за три дня до заседания Совета профилактики
предоставляются следующие документы:
1) Заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных
представителей об оказании им помощи.
2) Постановление ТКДН и ЗП или подразделения по делам
несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее – ОДН).
3) Характеристика несовершеннолетнего (Приложение 2).
4) Справка о работе с несовершеннолетним и его родителями (законными
представителями), подготовленная классным руководителем.
5) Акт обследования материально-бытовых условий семьи (по
необходимости).
4.4. На заседании Совета профилактики обсуждается и принимается план
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями
(законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных
мероприятий и ответственные лица (Приложение 3).
4.5. Классный руководитель приглашает родителей (законных представителей)
на заседание Совета профилактики по вопросу постановки на внутришкольный учёт
их несовершеннолетнего ребёнка (Приложение 4); а также доводит решение Совета
профилактики до сведения родителей (законных представителей), если они не
присутствовали на заседании Совета профилактики по уважительным причинам,
официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и
причины постановки или снятия с учёта.
4.6. Социальный педагог ведёт банк данных учащихся и семей, состоящих на
внутришкольном учёте, на учёте в ТКДН и ЗП, ОДН.
4.7. Социальный педагог ежемесячно проводит сверку списков учащихся

и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ТКДН и ЗП, ОДН.
4.8. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта
представляется информация ответственного лица, назначенного Советом
профилактики, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), с
обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему
сопровождению.

IV.

Порядок проведения индивидуальной профилактической работы

5.1.
Индивидуальная
профилактическая
работа
в
отношении
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в
сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним,
или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
или
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или
наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
5.2. Классный руководитель разрабатывает план индивидуальной
профилактической работы с данным несовершеннолетним (Приложение 3).
5.3.
На
несовершеннолетнего
обучающегося
заводится
Карточка
индивидуального изучения и учета подростка (при постановке на внутришкольный
учет) (Приложение 5). Карточка ведется социальным педагогом, классным
руководителем, по необходимости с привлечением других служб, в чьи обязанности
входит работа с данной категорией несовершеннолетних.
5.4. Классный руководитель проводит профилактическую работу и контроль за
учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего. Классный руководитель
проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на
внутришкольном учете.
5.5. Обо всех результатах контроля над несовершеннолетним (пропуски
уроков, нарушения дисциплины) родители (законные представители) ставятся в
известность классным руководителем. Если пропуски занятий, плохая подготовка к
ним становятся систематическими, родители (законные представители) с
несовершеннолетним вызываются на заседание Совета профилактики, где
рассматриваются вопросы:
- невыполнения родителями (законных представителей) обязанностей по
обучению и воспитанию несовершеннолетнего;
- уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение
домашних заданий).
5.6. Если в результате проведения профилактической работы классным
руководителем с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости
особой психологической помощи подростку и его семье, Совет профилактики
обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в органы
профилактики.
5.7. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не
занимаются проблемами ребенка, Совет профилактики выносит решение об обра-

щении с ходатайством в ТКДН и ЗП.
5.8. На заседание Совета профилактики классный руководитель оформляет
представление на снятие с внутришкольного профилактического учета
несовершеннолетнего (Приложение 6), на заседание приглашаются уведомлением
родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося.
(Приложение 4).

VI. Основания для снятия с внутришкольного учёта
6.
Основаниями
снятия
несовершеннолетних
обучающихся
с
внутришкольного учета могут являться:
6.1 Позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего,
сохраняющиеся длительное время.
6.2. Окончание обучения в Общеобразовательной организации.
6.3. Перевод в иную образовательную организацию.
6.4. Достижение возраста 18 лет.
6.5. Сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики,
о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем
проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.
6.6. Наступление иных обстоятельств, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, которые служат основанием для прекращения проведения
индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
6.7. Иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством
Российской Федерации, в связи с которыми несовершеннолетние подлежат снятию с
профилактического учета, помимо прочего могут выступать эмансипация в
соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, смерть
несовершеннолетнего или признание его безвестно отсутствующим, совершение
преступления, если в отношении несовершеннолетнего назначено наказание в виде
лишения свободы, помещение подростка в специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа.

Приложение 1
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся и их семей
на внутришкольный учет и снятие с него,
утвержденного приказом от 30.05.2025г. № 3005-1п

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения обучающегося)

обучающегося:

класса МКОУ «Мохиревская ООШ»

Причина постановки на учет:

Считаем необходимым обучающегося:
(Фамилия, имя, отчество)

поставить на внутришкольный учет. Составить
профилактической работы с семьёй обучающегося.

Социальный педагог

план

индивидуально-

/ФИО/

«

»

20

г.

Приложение 2
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся и их семей
на внутришкольный учет и снятие с него,
утвержденного приказом от 30.05.2025г. № 3005-1п

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Уровень обученности
Поведение в школе
Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет

Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми

дополнительное образование (кружки)

Вредные привычки

Интересы, увлечения и др.

Классный руководитель

Приложение 3
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся и их семей
на внутришкольный учет и снятие с него,
утвержденного приказом от 30.05.2025г. № 3005-1п

«ПРИНЯТО»
на заседании Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних
«
»«
» 20 г.
ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
с несовершеннолетним

№
1

года рождения

Мероприятия
Взаимодействие со специалистами
образовательного учреждения: (учителяпредметники, кл. руководитель и др.)

2

Учебно-воспитательная деятельность:
(учителя - предметники, педагоги дополнительного
образования и др.)

3

Работа с семьей

4

Совместная
деятельность со специалистами других учреждений
и служб профилактики (ТКДН, ОДН, отдел опеки и
попечительства, учреждения дополнительного
образования, спорта, культуры и др.)

Классный руководитель
«

»«

» 20

год

Сроки

Ответственные

Приложение 4
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся и их семей
на внутришкольный учет и снятие с него,
утвержденного приказом от 30.05.2025г. № 3005-1п

УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые
(Ф.И.О. родителей)

Администрация школы приглашает Вас "
"
20
г. в МКОУ
«Мохиревская ООШ» на заседание Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних по вопросу постановки вашего сына (дочери)
ученик(ца)

класса

(Ф.И. ученика)

на внутришкольный учет.

Линия отрыва

С уведомлением о приглашении на заседание Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних ознакомлены
/
(подпись)

/
(число, месяц, год)

Примечание:
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю
часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю.
Уведомление отдается классному руководителю для передачи его родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего. В случае неявки родителей на заседание Совета
профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вопрос
рассматривается в вашем отсутствии.

Приложение 5
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся и их семей
на внутришкольный учет и снятие с него,
утвержденного приказом от 30.05.2025г. № 3005-1п

Карточка индивидуального изучения и учета подростка
(при постановке на внутришкольный учет)
Постановка
Снятие
Повторная
Снятие
1.
Ф.И.О.
2.
Школа, класс
3.
Домашний адрес и телефон
4.
Место фактического проживания
5.
Оставлен ли на второй год
6.
С какого времени учится в данной школе
7.
Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает):
Мать
Отец
Опекун
8.
Социальный статус семьи
9.
Черты характера подростка, явные и скрытые слабости
10.

Интересы и увлечения, склонности подростка

11.
Характеристика домашних условий (состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к
школе, условия для занятий)

12.

Отношение к учебе, посещаемость занятий

13.
14.
15.
16.

Участие в общественной жизни класса
Участие в кружках, клубах, секциях
Участие в общественно полезном труде
С кем дружит (в школе, по месту жительства)

17.

Кого считает авторитетом и почему

18.
Характерные отношения с товарищами (подчеркнуть): равенство, зависимость,
руководящее положение.
19.
Состоит ли на учете в ТКДН и за что
20.
Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
21.
22.
23.

Место и время совершения проступка
Мера наказания
Планируемые основные направления работы с подростком

24.

Успеваемость в текущем году

Приложение 6
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся и их семей
на внутришкольный учет и снятие с него,
утвержденного приказом от 30.05.2025г. № 3005-1п

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА
Фамилия

имя

обучающегося

класса

отчество
года рождения,

состоящего на внутришкольном учете
(дата постановки, основание, причины)

В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий:

с учетом мнения
(ГПДН ОВД, ТКДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства)

считаем необходимым обучающегося
класса с внутришкольного учета снять.

Председатель Совета профилактики безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних

Классный руководитель
«

»«

» 20

год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».