МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политикиТалицкого муниципального
округа
МКОУ "Мохиревская ООШ "
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по учебному предмету образовательной программы
«Познавательная биология 9 класс»
для обучающихся 9-х классов
д. Мохирева, 2025
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Познавательная биология 9
класс» разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по биологии»
предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к предмету. Возраст детей,
участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет. Продолжительность
образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 34 часа (1 час в неделю).
Программа составлена как дополнение к предмету «Биология». Основу
структурирования содержания курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по
биологии» составляет идея изучения повторения и обобщения материала по предмету,
изученного за пять лет:
- ботаника;
- зоология;
- анатомия и физиология человека;
- экология
- антропогенез
Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в
соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с рассмотрения
особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов их
жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.
Этот курс позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию из
разнообразных источников и анализировать еѐ; проводить углубленный поиск; получать
навыки исследовательской работы.
Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических
закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса:
• повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного
курса биологии;
• формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний
основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин:
ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и
анализировать информацию о живых объектах;
• формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной
деятельности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками
информации;
• дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в
прикладных областях биологии.
•
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм
тестирования; подготовить к сдаче экзамена по биологии.
• Виды самостоятельной работы учащихся:
1. работа с текстом;
2. работа с раздаточным материалом;
3. рецензирование ответов и выступлений товарищей;
Содержание программы
Раздел 1. Многообразие организмов.
Тема I. Многообразие организмов. (1ч).
Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация.
Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс,
тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.
Структурные элементы организмов. Уровни организаций организмов. Строение
и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям
клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.
Тема 2. Царство растений. (8ч).
Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и
системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление
веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь
организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.
Отделы растений. Водоросли ‒ самые простые растения. Особенности строения и
размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в
системе органического мира, в экосистеме.
Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда
обитания, их значение.
Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов,
хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их
охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная
характеристика с семенными растениями.
Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение
голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их
строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни
человека. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства
однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития
растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты
эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития
биосферы.
Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.
Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде
обитания.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (4ч).
Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в
природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии ‒ возбудители
заболеваний растений, животных, человека.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство
грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по
строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы.
Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения
антибиотиков. Грибы − паразиты.
Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы.
Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в
экосистемах.
Тема 4. Царство животных. (11ч).
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
Общая характеристика простейших. Животные, состоящие из одной клетки. Простейшие
как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших,
движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.
Двуслойные, многоклеточные животные ‒ кишечнополостные. Строение,
жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой
симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и
жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты
приспособленности к паразитизму.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов
членистоногих.
Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания,
приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение.
Значение в
природе.
Эволюция хордовых.
Эволюционное усложнение
пищеварительной и кровеносной систем.
Эволюционное усложнение дыхательной,
выделительной и нервной систем.
Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сравнительно-анатомические
доказательства.
Эмбриологические
и
палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Тема 5 Человек и его здоровье. (5ч).
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения,
дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология
человека. Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции
дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и
лимфообращения. Размножение и развитие организма человека. Внутренняя среда
организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови.
Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов
жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная
система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной
системы. Строение и функции вегетативной нервной системы. Эндокринная система
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции
органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание,
память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека .
Планируемые
результаты
освоения
«Познавательная биология 9 класс»
курса
внеурочной
деятельности
Личностными результатами освоения курса станут:
• ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии станут:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
способность выделять существенные признаки биологических объектов и
процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности
организма);
способность приводить доказательства
(аргументация)
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
умение классифицировать, т.е. определять принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
умение объяснять роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
способность различать на таблицах, моделях, гербарных образцах, влажных
препаратах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, опасных
для человека растений и животных;
умение сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
способность выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями;
способность использовать методы биологической науки: наблюдение и
описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
- способность анализировать и оценивать последствий деятельности человека
в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете
биологии; - соблюдение правил работы с
лабораторным оборудованием.
4. В сфере физической деятельности:
- рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- владение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
Обучающийся научится:
- характеризовать строение и жизнедеятельность клеток, осуществлять сравнительную
характеристику тканей;
- формулировать главные анатомические понятия и термины;
- перечислять и характеризовать этапы эмбрионального и постэмбрионального развития
человека;
- ориентироваться в анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма; характеризовать основные функции органов, систем и аппаратов человеческого
организма;
- характеризовать процессы обмена веществ и превращения энергии;
- понимать роль ферментов и витаминов в организме;
- понимать сущность процессов дыхания, пищеварение, кровообращения, выделения и
других физиологических процессов;
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом
устойчивых познавательных интересов;
•
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированности
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•
сформированность личностных представлений о ценности природы,
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
•
сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
•
сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
•
развитость эстетического сознания.
Метапредметными результатами освоения курса станут:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
владение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
•
умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной и справочной литературе), анализировать и оценивать информацию;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов,
формулировать,
- формулировать понятие
иммунитет, объяснять его значение в жизни человека,
профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
- доказывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
- выявлять особенности строения тела человека в связи с прямохождением и трудовой
деятельностью;
- характеризовать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в
организме человека;
- объяснять влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического
труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
- применять на практике меры профилактики проявления вредных привычек (курения,
алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать процесс деления клеток;
- характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в
человеческом организме;
- характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост, периодизацию жизни;
- характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных
заболеваний ВИЧ, СПИД;
- обосновывать взаимосвязь строения органов, систем органов и организма в целом;
- обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас; - обосновывать
особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
- обосновывать
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в
организме человека;
- обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и
физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
- обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании), нарушения осанки и плоскостопия;
- распознавать клетки, ткани и их системы человека;
- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования
здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм,
заболеваний; - вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов,
происходящих в организме человека для обоснования здорового образа жизни;
- соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной
гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;
- определять (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле
человека, находить их на немых рисунках;
- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии
человека при подготовке творческих и дополнительных сообщений.
Система оценивания результатов обучения в форме тестирования и результатов
пробного ОГЭ по биологии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
1
2
3
тема
Тема 1. Многообразие организмов. (1ч).
Царства живой природы. Многообразие организмов и их
классификация.
Тема 2. Царство растений (8ч).
Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей
и органов.
Основные процессы жизнедеятельности растительного
организма
1
1
1
4
5
6
7
8
Отделы растений.Водоросли - самые простые растения.
Мхи, Папоротникообразные
Отдел Голосеменные, их особенности Разнообразие
1
Особенности
строения
и
жизнедеятельность
покрытосеменных.
Отличительные
признаки
однодольных и двудольных растений
Многообразие растений и их происхождение.
Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.
1
Основные этапы в развитии растительного мира.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
1
1
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темы
1.
1.
2.
1.
Количество часов
теория
практика
всего
Введение. Знакомство с
кодификатором ОГЭ по
биологии. Нововведения ОГЭ по
биологии в 2024 году.
1
0
1
Блок 1. Биология как наука.
Методы биологии.
2
0
2
Роль биологии в формировании
современной
естественнонаучной картины
мира, в практической
деятельности людей.
1
Методы изучения живых
объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение,
описание, измерение
биологических объектов
1
Блок 2. Признаки живых
организмов.
6
Клеточное строение организмов
как доказательство их родства,
единства живой природы.
1
4
10
Формы
аттестации
Тест
2.
Гены и хромосомы.
1
3.
Нарушение в строении
и
функционировании клеток
– одна из причин заболеваний
организмов.
Разбор заданий 1-ой части
демоверсии ОГЭ по биологии
2024.
1
4.
1
5.
Разбор заданий 2-ой части
демоверсии ОГЭ по биологии
2024.
6.
Вирусы – неклеточные формы
жизни.
1
7.
Признаки организмов.
Наследственность и
изменчивость – свойства
организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы.
Ткани, органы, системы
органов растений и животных,
выявление изменчивости
организмов.
1
8.
Приѐмы выращивания и
размножения растений и
домашних животных, ухода за
ними. Тренировочные задания
ОГЭ №1-9.
10. Тематический контроль по
блокам 1 и 2.
9.
1
1
1
1
Тест, задания
11-21 ОГЭ
(демоверсия)
Тесты
Блок 3. Система, многообразие
и эволюция живой природы.
6
1.
Царство Бактерии. Роль
бактерий в природе, жизни
человека и собственной
деятельности. Бактерии –
возбудители заболеваний
растений, животных, человека.
1
2.
Царство Грибы. Роль грибов в
природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Роль лишайников в природе,
жизни человека и собственной
деятельности.
1
3.
Царство
Растения.
План
строения цветкового растения.
Классификация.
Семейства
Двудольных и Однодольных.
1
4.
Царство Животные. Роль
животных в природе, жизни
человека
и
собственной
деятельности
1
5.
Тренировочные задания
ОГЭ №10-14
6.
Учение об эволюции
органического мира. Ч. Дарвин
– основоположник учения об
эволюции. Усложнение
растений и животных в
процессе эволюции.
1
Задание 22
7.
Биологическое разнообразие
как основа устойчивости
биосферы и результата
эволюции.
1
Задание 23
8.
Пробный ОГЭ (по материалам
СтатГрад)
1.
2
8
1
1
Блок 4. Человек и его
здоровье.
9
Сходство человека с животными
и отличие от них. Общий план
1
1
10
строения и процессы
жизнедеятельности человека.
2.
Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Железы внутренней секреции.
Гормоны.
1
3.
Питание. Система пищеварения.
Роль ферментов в пищеварении.
1
4.
Дыхание. Система дыхания.
Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая
системы.
Внутренняя среда организма:
кровь, лимфа, тканевая
жидкость. Группы крови.
Иммунитет.
Обмен веществ и превращение
энергии в организме человека.
Витамины. Выделительная
система.
1
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие
организма человека.
Наследование признаков у
человека. Наследственные
болезни, их причины и
предупреждение.
Опорно-двигательная система
человека. Органы чувств.
Анализаторы.
1
Психология и поведение
человека. Высшая нервная
деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их
биологическое значение.
Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и
социальная сущность человека.
Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление.
Блок 5. Взаимосвязи
организмов и окружающей
среды
Влияние экологических
факторов на организмы.
Популяция.
Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Сезонные
1
1
1
3
5.
6.
7.
8.
9.
1.
1
1
1
1
4
изменения в живой природе.
2.
С
п
и
с
о
к
р
34.
Экосистемная организация
живой природы. Цепи питания.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная
экосистема.
Пробный ОГЭ
Итого
Открытый банк
заданий
ОГЭ по
биологии
(ФИПИ)
1
2
24
10
34
рекомендуемой учебно-методической литературы
Для учащихся:
1.
Биология. 5 класс. Пономарева И.Н.
2.
Биология. Растения. 6 класс. Пономарева И.Н.
3.
Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А
4.
Биология. Человек. 8 класс. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
5.
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.
Учебные пособия:
1.
ОГЭ – 2024 Биология. 9 класс 30 тренировочных вариантов под редакцией В.С.
Рохлова
2.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты,
вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012.
3.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное
пособие. М.:ЭКСМО, 2012.
4.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы.
Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2012.
5.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М:
Просвещение, 1994
6.
ОГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. В.С.
Рохлова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017-2022. – 368 с.
Для учителя:
1. ОГЭ – 2024 Биология. 9 класс 30 тренировочных вариантов под редакцией В. С.
Рохлова
2. ОГЭ Биология. Большой справочник. Издательство Легион;
3. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы.
Ресурсы Интернет
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный
портал:
основная
и
средняя
школа
http://www.school.edu.ru
•
Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
•
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
•
Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
•
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
•
•
-
Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным
предметам, методические рекомендации - http://fipi.ru
•
Незнайка.про - https://neznaika.pro
•
Решу ЕГЭ - https://bio-ege.sdamgia.ru http://edu.1c.ru www.som.sio.ru единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1 september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»; www.nature.ru - научные
новости биологии; www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ; www.zooland.ru фотографии и доступные сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»;
www.protein.bio.msu.ru - кафедра молекулярной биологии МГУ; www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus
- самый лучший сайт о жуках;
www.georgetown.edu/cball/animals - сайт с голосами животных, информация об интерпретировании
разными народами песен животных;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.zoo.ru/moscow - сайт московского зоопарка; www.nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие
животные России» - проект экологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова. Содержит
профессионально подготовленную информацию обо всех редких и исчезающих животных России
для организации их защиты и защиты среды обитания. Имеется библиотека, фотоальбом,
видеосюжеты, голоса животных. Приведены различные типы классификаций, в том числе по
биотопам; www.zooclub.ru - самая разнообразная иллюстрированная информация как о жизни диких
животных, так и о домашних любимцах. Возможно получение бесплатной консультации по их
содержанию и ветеринарии. Открыто большое количество тематических форумов;
www.entomology.narod.ru - информационно–поисковый сайт по энтомологии. Большое количество
качественных ссылок на русскоязычные сайты, посвященные всем сторонам жизни различных
групп членистоногих, а больше всего – насекомых. Есть уникальное фото и текстовые материалы о
пауках; www.res.krasu.ru - очень разная информация, связанная с птицами, в том числе список видов
(со статьями и голосами), библиотека, определитель, фотогалерея, фото от СОПР, Книга рекордов
Гиннеса, коллекция ссылок на другие тематические сайты о животных;
www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного
Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;
www.darwin.museum.ru/ expos / dino/ - представляется возможность совершить виртуальную
познавательно-увлекательную экскурсию по теме: «Мезозой - эпоха динозавров»;
www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра
Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы,
учительские находки и разработки уроков;
•
•
•