Положение о классном часе МКОУ Мохиревская ООШ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мохиревская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Мохиревская ООШ»)
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МКОУ «Мохиревская ООШ»
(протокол от 28.08.2025 № 1)

и.о. директора МКОУ
«Мохиревская ООШ»
Ряпосова Е.С.
Приказ № 2808-1п

28.08.2025

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном часе в МКОУ «Мохиревская ООШ»
(актуализировано на 2025 год с учетом требований ФГОС третьего поколения)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
* Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 12, 28, 48);
* Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования
(ФГОС ООО, ФГОС СОО) в действующей редакции на 2025 год;
* Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
* Примерной рабочей программой воспитания;
* Уставом МКОУ «Мохиревская ООШ».
1.2.

Классный

час

–

ключевая

форма

организации воспитательной

деятельности и социально-педагогического сопровождения обучающихся в классе. Он
направлен
программы,

на

формирование
системы

личностных результатов

ценностных

отношений

к

освоения образовательной
миру,

себе

и

другим,

развитию функциональной грамотности и социальных компетенций.
1.3. Классный час – это гибкая, интерактивная и субъектно-ориентированная форма
взаимодействия классного руководителя (куратора) и обучающихся. Приоритетная роль в
организации и педагогическом сопровождении принадлежит классному руководителю,
при активном участии обучающихся в подготовке и проведении.

1.4. Классный час является обязательным элементом расписания. Время его проведения
фиксируется классным руководителем в общем расписании занятий класса и в плане
воспитательной работы.
1.5. Классный час проводится в каждом классе еженедельно. График проведения
утверждается в начале учебного года.
1.6. Не

менее

двух

классных

часов

в

месяц

являются

тематическими,

интегрированными в общешкольную Программу воспитания и Календарный план
воспитательной работы, формируя единую воспитательную систему года.
1.7. Форму, методы и технологии проведения классного часа выбирает классный
коллектив (обучающиеся и классный руководитель) совместно, с учетом возрастных
особенностей, актуальных задач и возможностей (включая цифровые ресурсы).
1.8. Классный руководитель несет ответственность за педагогическое сопровождение,
содержательное наполнение и реализацию воспитательного потенциала классного
часа, обеспечение психологически безопасной среды.
2. Цели и задачи классного часа
Главная

цель: создание

условий

для

достижения

обучающимися личностных

результатов образования в соответствии с ФГОС, формирования их российской
гражданской

идентичности,

духовно-нравственного

развития,

социализации

и

самореализации.
Задачи:
2.1. Развитие социально-значимых компетенций (коммуникативных, кооперативных,
критического мышления, креативности, саморегуляции, функциональной грамотности).
2.2. Формирование активной гражданской позиции, правовой культуры, патриотизма,
уважения к культурному наследию и традициям народов России.
2.3. Воспитание духовно-нравственных качеств личности (ответственность, уважение,
доброта, честность, эмпатия, толерантность).
2.4. Развитие ценностно-смысловой сферы личности, способности к нравственному
выбору, осознанию своих чувств и эмоций.

2.5.

Содействие профессиональному

самоопределению обучающихся

с

учетом

современных трендов рынка труда и индивидуальных способностей.
2.6. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологического
сознания, цифровой гигиены и медиаграмотности.
2.7. Укрепление классного коллектива как пространства взаимопонимания, поддержки,
сотрудничества и совместного развития.
2.8. Развитие навыков ученического самоуправления и социальной инициативы.
3. Функции классного часа
3.1. Просветительско-ориентирующая: расширение

знаний

о

мире

(социальная

реальность, наука, культура, профессии, экология, цифровая среда), формирование
ценностных ориентиров и гражданской позиции.
3.2. Развивающая: развитие универсальных учебных действий (УУД), критического и
креативного мышления, эмоционального интеллекта, рефлексивных способностей.
3.3. Коммуникативно-кооперативная: создание среды для конструктивного диалога,
сотрудничества, разрешения конфликтов, развития навыков эффективной коммуникации
и командной работы.
3.4. Социализирующая: освоение социальных норм, правил поведения в разных средах
(включая цифровую), адаптация к изменяющимся условиям жизни.
3.5. Проактивная: стимулирование социальной инициативы, проектной деятельности,
волонтерства, участия в жизни школы и местного сообщества.
3.6. Рефлексивно-оценочная: формирование

навыков

самоанализа,

оценки

своих

поступков и поступков других, осмысление личного опыта и опыта коллектива.
4. Содержание классного часа
4.1. Содержание определяется Программой воспитания школы, возрастными и
индивидуальными особенностями обучающихся, их актуальными потребностями и
интересами, а также социальным контекстом.

4.2. Тематика

классных

часов разрабатывается Школьным

методическим

объединением классных руководителей на учебный год, утверждается заместителем
директора по ВР. Она включает:
* Общешкольные ключевые темы (единые воспитательные дни).
* Возрастные блоки (1-4 кл., 5-9 кл.)
* Актуальные направления (цифровая безопасность, экология, профориентация будущего,
финансовая грамотность, психологическое благополучие, историческая память).
4.3. Классный коллектив (обучающиеся + классный руководитель + родительский
актив) имеет право детализировать, адаптировать и дополнять утвержденную тематику
с учетом специфики класса, корректируя план в течение четверти/полугодия.
4.4. Принципы формирования содержания:
* Актуальность и практико-ориентированность: связь с реальной жизнью, решение
актуальных для школьников проблем.
* Возрастная адекватность и личностная значимость.
* Диалогичность и субъектность: учет мнений и инициатив обучающихся.
* Позитивность и конструктивность: Формирование оптимистичного мировосприятия,
поиск решений.
* Интегративность: связь

с

учебными

предметами,

внеурочной

деятельностью,

социумом.
* Вариативность и гибкость.
* Инклюзивность: учет особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
* Цифровизация: разумное использование цифровых инструментов и ресурсов.
4.5. Структура содержания должна предполагать логику движения: от актуализации и
мотивации -> к освоению нового (информация, опыт, рефлексия) -> к осмыслению и
выработке позиции/решения -> к определению личного/коллективного действия или
вывода.
5. Организация и проведение классного часа

5.1. Рекомендуемая структура проведения:
* Вступительная часть (5-10 мин): пробуждение интереса (актуальный повод, интрига,
вопрос), постановка цели/задачи, актуализация опыта.
* Основная часть (25-30 мин): работа с содержанием (интерактивные методы:
дискуссия, кейс-стади, проект, тренинг, игра, исследование, мозговой штурм, работа в
группах, использование цифровых платформ и т.д.)
* Заключительная часть (5-10 мин): рефлексия (Что узнали? Что чувствуем? Как
изменилось мнение? Какие выводы?), определение практических шагов/перспектив,
обратная связь.
5.2. Подготовка к классному часу включает:
5.2.1. Выбор и конкретизацию темы, формулировку конкретных, измеримых задач в
контексте личностных результатов ФГОС и Программы воспитания.
5.2.2. Отбор актуального, достоверного, разноформатного материала (тексты, видео,
инфографика, цифровые сервисы, кейсы, приглашенные эксперты).
5.2.3. Планирование интерактивной деятельности обучающихся, распределение ролей
(включая ученическое самоуправление).
5.2.4. Выбор оптимальных педагогических технологий и методов (проектная, игровая,
дискуссионная, тренинговая, ТРИЗ, смешанное обучение)
5.2.5. Подготовку ресурсного обеспечения (помещение, ТСО, цифровые инструменты,
реквизит, раздаточный материал).
5.2.6. Определение необходимости привлечения родителей, специалистов (психолог,
соцпедагог, представители профессий), старшеклассников, общественности.
5.2.7. Продумывание рефлексивных методик и способов оценки результативности.
5.3. Современные формы проведения (дополняющие традиционные):
* Дискуссионные: дебаты (в т.ч. онлайн), TED-формат (короткие выступления учеников),
форсайт-сессии, подкаст-обсуждение.

* Проектно-исследовательские: разработка социальных/экологических/медиа проектов,
решение реальных кейсов от партнеров школы.
* Игровые и симуляционные: деловые игры, симуляции реальных ситуаций (включая
цифровую безопасность), квесты (в т.ч. с использованием AR/VR), образовательные
интенсивы.
* Творческие и рефлексивные: арт-терапевтические занятия, создание цифровых
продуктов

(блоги,

инфографика,

видео),

ведение

коллективного/индивидуального

дневника рефлексии (в т.ч. электронного).
* Тренинговые: тренинги

soft

skills

(коммуникация,

тайм-менеджмент,

стрессоустойчивость), эмоционального интеллекта.
* Выездные

и

сетевые: онлайн-встречи

с

экспертами,

виртуальные

экскурсии,

образовательные туры, волонтерские акции.
6. Мониторинг и оценка качества классного часа
6.1. Оценка качества направлена на анализ эффективности в достижении поставленных
воспитательных задач и личностных результатов обучающихся.
6.2. Критерии оценки:
* Релевантность: соответствие темы и содержания целям Программы воспитания, ФГОС,
возрастным потребностям.
* Активность и вовлеченность: уровень участия и инициативности обучающихся.
* Интерактивность и субъектность: использование методов, обеспечивающих активную
позицию учеников.
* Практическая

значимость: наличие

связи

с

жизнью,

выработка

конкретных

решений/действий.
* Психологический климат: благоприятная, безопасная, поддерживающая атмосфера.
* Использование ресурсов: Эффективность применения ТСО, цифровых инструментов,
наглядности.
* Рефлексивность: наличие и качество этапа рефлексии, обратной связи.

* Учет особенностей: инклюзивность, дифференциация.
6.3. Инструменты мониторинга:
* Анкетирование/Опросы обучающихся (в т.ч. онлайн): удовлетворенность, полезность,
предложения.
* Анализ

продуктов

деятельности: результаты

проектов,

стенгазеты,

цифровые

продукты, решения, принятые на часе.
* Рефлексивные методики: неоконченные предложения, "корзина идей", синквейны,
рефлексивные круги, цифровые доски.
* Наблюдение: заместителя директора по ВР, педагога-психолога, социального педагога
(по графику, не менее 1 часа в четверть на классного руководителя), взаимопосещения
классных руководителей.
* Анализ

сценарных

разработок (предоставляются

классным

руководителем

в

Методическую копилку школы 1 раз в полугодие/год).
* Портфолио

классного

коллектива/индивидуальные

портфолио

обучающихся: фиксация участия и достижений.
6.4.

Результаты

воспитания,

мониторинга

планов

классных

используются

для корректировки

руководителей,

организации

Программы
методической

поддержки.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
7.2. Контроль за исполнением Положения возлагается на заместителя директора по
воспитательной работе.
7.3. Изменения и дополнения в Положение вносятся приказом директора школы.
Примечание: Данное

Положение

является

основой

для

разработки

классными

руководителями конкретных планов и сценариев классных часов с обязательным учетом
специфики класса и современных воспитательных технологий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».