РП Естественно- научная грамотность 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политикиТалицкого
муниципального округа
МКОУ "Мохиревская ООШ "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Основы естественно-научной грамотности»
для обучающихся 5 класса
на 2025-2026 учебный год
(34 часа – 1 час в неделю)

д. Мохирева 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность. Естественнонаучная грамотность» подготовлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, реализует
его основные идеи, конкретизирует цели и задачи, отражает обязательное для усвоения
содержания обучения (предмет). Программа составлена на основе «Основной
образовательной программы основного общего образования МКОУ«Мохиревская основная
общеобразовательная школа».
Одним из направлений функциональной грамотности, в рамках внешней оценки
учебных достижений обучающихся, является естественнонаучная грамотность, под которой
понимается способность использовать естественнонаучные знания, умения, навыки и
доказательства, оценивать достоверность информации, выявлять главные проблемы,
составлять вероятные изменения и формулировать обоснованные выводы, необходимые
для восприятия окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека и общества.
Под естественнонаучной функциональной грамотностью понимается способность:
– изучать и использовать естественнонаучные явления, процессы и знания для распознания
и постановки вопросов, для применения приобретенных знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и процессов, а также формулирования выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах;
– понимать основные особенности биологических законов и явлений как формы
человеческого познания;
– демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
– проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
биологическими науками и процессами, явлениями и законами живой природой.
Естественнонаучная грамотность личности показывает общий уровень культуры
общества, в котором он находиться, охватывая его способности к использованию
естественнонаучных знаний; умению выявлять проблемы и делать логически обоснованные
выводы, необходимые для познания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека и общество в целом. Понимание естественнонаучных явлений,
умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность,
научно интерпретировать данные и доказательства.
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся
разного уровня сформированности естественно научных знаний и компетенций. Во время
внеурочной деятельности применяются различные методы, технологии и формы работы, а
также физминутки: динамические и зрительные.
Цель программы: сформировать всесторонне развитой личности в рамках
естественнонаучной картины мира.
Задачи программы:
• расширить знания обучающихся в области естественнонаучных предметов;
сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные знания для
объяснения явления и процессов;
сформировать у обучающихся умение распознавать, использовать и создавать
объяснительные модели и представления;
развить умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или
явления;
сформировать у обучающихся школы умение оценивать c естественнонаучной точки

зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Реализация программы осуществляется по линейной схеме согласно учебному
графику внеурочной деятельности и рассчитана на один учебный год.
Адресат программы: обучающиеся 5 класса

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование естественнонаучной функциональной грамотности реализуется на
основе предметных, личностных, метапредметных результатов освоенияучебного
предмета.
Личностными результаты:
сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
постепенно выстраивать
собственное целостное мировоззрение.
осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на земле.
повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности;
развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через
участие в совместных мероприятиях научного профиля.
Метапредметные результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
осваивать основные методики учебно-исследовательской деятельности;
осваивать основы смыслового чтения и работа с текстом. Коммуникативные ууд:
активное использование речевых средств в соответствии с целями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогами;

готовность и способность учитывать мнения других в процессе групповой работы;
способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной
деятельности; находить общее решение;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
выявлять особенности естественнонаучного исследования.
делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
понимать методы научных исследований.
выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных
методов. перечислять явления, факты, события.
сравнивать объекты, события, факты.
объяснять явления, события, факты.
характеризовать объекты, события, факты.
анализировать события, явления и т.д.
Учащиеся должны знать:
теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
методику проведения исследований;
источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории населенного пункта
биологические и экологические особенности обитателей окрестностей села;
факторы сохранения и укрепления здоровья;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по
сохранению природы и защите растений и животных.
структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы; учащиеся должны
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
оценивать состояние местных экосистем;
проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями;
оценивать способы природопользования;
проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты
исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
работать с определителями растений и животных;
работать с различными источниками информации.
оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты
своей работы.
применять коммуникативные навыки;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(34 часа в год – 1 час в неделю)
Раздел 1: «Введение в функциональную грамотность» (2 часа)
Понятие функциональной грамотности. Цели и задачи развития функциональной
грамотности. Современное общество в разрезе изучения функциональной грамотности.
Понятие естественнонаучной грамотности. Применение естественнонаучных знаний в
современном мире на практике. Изучение естественнонаучной грамотности.
Раздел 2:«Живые системы» ( 10 часов)

Царства живой природы: растения, животные, бактерии, грибы. Отличительные
особенности живых организмов. Признаки царств живой природы. Клетка- основа жизни.
Микроскопическое строение животной растительной клетки. Группы клеток. «Клетки
санитары». Тайны природы, открытие при помощи микроскопа. Разнообразие водных
одноклеточных организмов. Растения - невидимки. Польза и вред одноклеточных
водорослей. Разнообразие бактерий. Регенерация как степень развития организма. Органы и
системы органов растений. Листья, жилкование, листорасположение. Корневая система.
Генеративная система растений: цветок, соцветие, плод. Органы и системы органов
животных.
Раздел 3: «Человек» ( 11 часов)
Виды здоровья. Здоровье и красота. Человек как часть живой природы. Черты
сходства человека и животных. Эталон красоты у разных народов. Правила ухода за кожей,
волосами. Гигиена волос. Маски для волос. Правила ухода за волосами. Ногти, гигиена
маникюра. Уход за телом, правила и значение. Заплетаем косы. Седина. окрашивание
волос.
Кожа. Типы кожи. Экземы, акне, почему появляются угри. Гигиена кожи. Правила загара.
Фейсбилдинг. 3. Генетика человека. Генеалогическое древо. Понятия генетики.
Генеалогическое древо. Примеры наследования признаков(цвет волос, глаз, группы крови).
Родословные. Составление родословной. Понятие «внимание». Аналитико-синтетическая
функция коры больших полушарий. Определение объема внимания. Определение скорости
мышления. Нейробика – зарядка для ума. Органы пищеварения. Пищеварительные железы.
Ферменты. Витамины. Калории. Суточный рацион. Энергозатраты. Меню для
товарища. Гигиена питания. Канцерогены. Пищевые добавки. Определение содержания
крахмала, белков, жиров в чипсах. Изучаем этикетку. Срок годности. Психика. Условия
появления стрессов. Избежание и профилактика стрессов. Типы темперамента. Сангвиник,
холерик, меланхолик, флегматик.
Раздел 4: «Земля и космические системы» (6 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт
и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного
шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки. Положение Земли в
солнечной системе. . Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и
компасу. Изображение неровностей земной поверхности. Реки, озера, болота, моря и
океаны. Сохранение водных объектов. Географическое положение Большереченского района
Раздел 5: «Химические системы» ( 5 часов)
Знакомство с понятием атом, молекула; вещество: простое и сложное, свойствами
веществ; металлами и неметаллами, великими химиками: М.В.Ломоносовым и Д. И.
Менделеевым. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее
содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных
заболеваний.
Тематическое планирование
№

Раздел

1.

Раздел 1: «Введение
в функциональную

Тема
Понятие функциональной грамотности

Кол-во
часов
1

2.

грамотность »

1

Понятие естественнонаучной грамотности
Итого

2

3.

Живой органической мир

1

4.

Клетка

1

5.

Одноклеточные живые организмы

1

6.

Бактерии. Виды Бактерий

1

7.

Растения и их разнообразие

1

Органы и системы органов растений

1

9.

Разнообразие животных

1

10.

Органы и системы органов животных

1

11.

Грибы и их разнообразие

1

12.

Роль грибов в жизни человека

1

8.

Раздел 2:
«Живые системы»

Итого

10

13.

Виды здоровья. Здоровье и красота

1

14.

Кожа. Гигиена кожи

1

15.

Генетика человека. Генеалогическое древо

1

16.

Нервная система. Стрессы

1

17.

Внимание и память

1

Пищеварительная система

1

19.

ГМО

1

20.

Нормы питания правильное питание

1

21.

Психика. Психология

1

22.

Темперамент

1

23.

Бодрствование и сон

1

18.

Раздел 3:
«Человек»

Итого
24.
25.
26.
27.

Раздел 4:
«Земля и
космические
системы»

11

Космические системы

1

Земля в солнечной системе

1

Изображения земной поверхности

1

Формы рельефа

1

28.

Виды водных объектов

1

29.

Географическое положение Талицкого района

1

Итого
30.
31.

Раздел 5:

32.

«Химические
системы »

33.
34.

6

Из чего состоят вещества

1

Химические элементы

1

Домашняя аптечка

1

Бытовая химия

1

Итоговое занятие

1

Итого

5

Всего

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1.

Дата

Тема

Характеристика
деятельности
обучающихся

Понятие функциональной Изучение Понятия
грамотности
функциональной
грамотности.
Составление схем

Познавательные
УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативны
е УУД

Выделять объекты
и процессы с точки
зрения целого и
частей.

Выделять и
осознавать то, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознавать
качество и уровень
усвоения.

Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе.

Использовать
Готовность
к
адекватные
самообразованию,
языковые средства самовоспитанию
для отображения
своих
чувств,
мыслей
и
побуждений.

Извлекать
необходимую
информацию из
прослушанных и
прочитанных
текстов.
2.

Понятие
естественнонаучной
грамотности

Изучение понятия Устанавливать
естественнонаучно причинной грамотности
следственные
связи
строения
организмов
и
среды
их
обитания.

Выделять
и
осознавать то, что
уже усвоено и что
ещё
подлежит
усвоению. Ставить
учебную задачу.

3.

Живой органической мир

Подготовка
инфографики

Планировать
учебное
сотрудничество
учителем
сверстниками.

Соблюдать
правила
поведения
во
время экскурсии

8

Осуществлять
постановку
с учебной задачи на
и основе
соотнесения того,
что уже известно
учащимися, и того,
что
еще
неизвестно.

Личностные УУД

Проявление
эмоционального
отношения в
учебнопознавательной
деятельности.

Понимание
осознание
разнообразия
живых
организмов.

и

4.

Клетка

5.

Одноклеточные
организмы

6.

Бактерии. Виды Бактерий

7.

Составление
модели
клетки
растений
и
животных

Использовать
приемы работы с
информацией:
поиск и отбор
источников
необходимой
информации.

Составлять план
работы
с
учебником,
выполнять
задания
в
соответствии
с
поставленной
целью.

Планировать
Понимание
и
учебное
осознание
сотрудничество с строения живого
учителем
и мира
сверстниками,
уметь работать в
коллективе.

живые Отбор материала Предлагают
из
нескольких способы решения,
источников
анализируют
полученные
знания.

Корректируют
знания, оценивают
собственные
результаты.

Выражает
своё
мнение
и
оценивает
свою
работу в группе.

Формирование
представления о
разнообразии
цветов в России

Предлагают
способы решения,
анализируют
полученные
знания, выделяют
главное
и
второстепенное в
росте и развитие
клетки.

Выполнять
задания
в
соответствии
с
поставленной
целью, отвечать на
вопросы.

Планировать
учебное
сотрудничество с
учителем
и
сверстниками;
использовать
речевые средства
для дискуссии и
аргументации
своей позиции

Проявлять интерес
и

Устанавливать
цели
лабораторной
работы.
Анализировать
строение зелёных

Принимать
учебную задачу,
воспринимать
информацию
учителя,
составлять план
работы с

Уметь слушать и
слышать друг
друга делать
выводы при
изучении
материала

Понимание и
осознание
разнообразии
значение живых
организмов

Выполнение
лабораторной
работы

Растения и их разнообразие Составление
плаката

9

Любознательность
к
изучению
природы методом
естественных наук.

водорослей

учебником .

8.

Органы и системы органов Самостоятельная
растений
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

Действие
целеполагания,
умение
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную

Осуществлять
самопроверку,
корректировать
свои знания.

Вступать в диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.

9.

Разнообразие животных

Умение
определять
понятия,
устанавливать
причинноследственные
связи и делать
выводы

Умение
самостоятельно
определять цели
обучения, ставить
и формулировать
новые задачи

Формирование и
развитие
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационны
х технологий.

Осознанное,
уважительное
и
доброжелательное
отношение
к
животным

10.

Органы и системы органов Выполнение
животных
практической
работы

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.
Представлять
информацию
в
виде конспектов,
таблиц, схем.

Целеполагание.
Умение выдвигать
версии решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат.

Слушать
и
вступать в диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем, умение
работать в группе.

Сознавать
единство
целостность
окружающего
мира.

11.

Грибы и их разнообразие

Составление
кластера

Отбор материала Учатся сравнивать
из
нескольких объекты,
источников
обобщать
полученные
сведения,
осваивают основы

10

Учатся работать с Овладевать устной
разными
и
письменной
источниками
речью
информации

и

Осознанное,
уважительное
отношение
к
природе и живым
организмам

исследовательской
деятельности
12.

Роль грибов
человека

13.

14.

15.

Формирование
знаний о роли
человека
в
сохранении
биологического
равновесия,
как
необходимого
условия
дальнейшего
существования
биосферы.

Учатся работать с Овладевать устной Формирование
разными
и
письменной экологической
источниками
речью
культуры
информации

Виды здоровья. Здоровье и Самостоятельная
красота
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

Сравнение
биологических
объектов
и
процессов, умение
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения.

Самостоятельно
формулировать
познавательную
цель и строить
действия
в
соответствии
с
ней.

Развивать умение
интегрироваться в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие со
сверстниками.

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.

Кожа. Гигиена кожи

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.
Представлять
информацию
в
виде конспектов,
таблиц, схем.

Целеполагание.
Умение выдвигать
версии решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат.

Слушать и вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем.

Осознавать
единство
целостность
окружающего
мира

Умение

Формируются

Генетика

в

жизни Просмотр
познавательных
фильмов

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

человека. Составление

Умение выбирать Умение

11

и

Генеалогическое древо

генеалогического
дерева

наиболее
эффективные
способы решения
поставленных
задач.

16.

Нервная система. Стрессы

Отбор материала Учатся сравнивать
из
нескольких объекты,
источников
обобщать
полученные
сведения,
осваивают основы
исследовательской
деятельности

Учатся работать с Овладевать устной
разными
и
письменной
источниками
речью
информации

Формируются
ценности
здорового образа
жизни

17.

Внимание и память

Просмотр
познавательных
фильмов

Работать
с
различной
информацией
и
преобразовывать
ее
из
одной
формы в другую;
устанавливать
соответствие
между объектами
и функциями.

Самостоятельно
выдвигать
варианты решения
поставленных
задач, предвидеть
итоговые
результаты работы

Адекватно
использовать
речевые средства
для аргументации
своей
позиции,
сравнивать разные
точки
зрения,
отстаивать
свою
позицию.

Проявление
любознательности
и
интереса
к
изучению
природы

18.

Пищеварительная система

Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

Работать
с
различной
информацией
и
преобразовывать
ее
из
одной
формы в другую;
устанавливать
соответствие
между объектами

Самостоятельно
искать варианты
решения
поставленных
задач, предвидеть
итоговые
результаты работы

Адекватно
использовать
речевые средства
для аргументации
своей
позиции,
сравнивать разные
точки
зрения,
отстаивать
свою

Проявление
любознательности
и
интереса
к
изучению
природы

12

определять цель
урока и ставить
задачи,
необходимые для
ее достижения.

воспринимать
ценности
информацию на здорового образа
слух,
строить жизни
эффективное
взаимодействие

и функциями.
19.

ГМО

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

20.

Нормы питания правильное Отбор материала
питание
из
нескольких
источников

21.

Психика. Психология

22.

Темперамент

позицию.

Работать
с Самостоятельно
Адекватно
различной
выдвигать
использовать
информацией
и варианты решения речевые средства
преобразовывать
проблем
для аргументации
ее
из
одной
своей
позиции,
формы в другую;
сравнивать разные
устанавливать
точки
зрения,
соответствие
отстаивать
свою
между объектами
позицию.
и функциями.

Проявление
любознательности
и
интереса
к
изучению
природы

Просмотр
познавательных
фильмов

Работа с текстом и
иллюстрациями,
обсуждение
с
одноклассниками,
конспектирование.
Выполнение
лабораторной
работы.

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.. Представ
лять информацию
в виде конспектов,
таблиц, схем.

Соотносить,
что
уже известно и
усвоено учащимся,
с тем, что еще
неизвестно.

Отстаивать свою
точку
зрения,
приводить
аргументы.

Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

Работа с текстом и
иллюстрациями,
обсуждение
с
одноклассниками,
конспектирование.
Выполнение
лабораторной
работы.

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.. Представ
лять информацию
в виде конспектов,
таблиц, схем.

Соотносить,
что
уже известно и
усвоено учащимся,
с тем, что еще
неизвестно.

Отстаивать свою
точку
зрения,
приводить
аргументы.

13

23.

Бодрствование и сон

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

Работа с текстом и
иллюстрациями,
обсуждение
с
одноклассниками,
конспектирование.
Выполнение
лабораторной
работы.

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.. Представ
лять информацию
в виде конспектов,
таблиц, схем.

Соотносить,
что
уже известно и
усвоено учащимся,
с тем, что еще
неизвестно.

Отстаивать свою
точку
зрения,
приводить
аргументы.

24.

Космические системы

Отбор материала Умение выбирать
из
нескольких наиболее
источников
эффективные
способы решения
поставленных
задач.

Умение
определять цель
урока и ставить
задачи,
необходимые для
ее достижения.

Умение
воспринимать
информацию на
слух,
строить
эффективное
взаимодействие с
одноклассниками
при выполнении
совместной
работы

Осознание
значения
рационального
питания в жизни
каждого человека

25.

Земля в солнечной системе

Просмотр
познавательных
фильмов

Действие
целеполагания,
умение
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.

Вступать в диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.

26.

Изображения
поверхности

Самостоятельно
обнаруживать
учебную
проблему,
выполнять
задания
по
предложенному

Работает
по
предложенному и
самостоятельно
составленному
плану.

Вступать в диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем; строить
продуктивное
взаимодействие со

Умение
аргументированно
и
обоснованно
отстаивать
свою
точку зрения.

земной Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

14

алгоритму
и
делать выводы о
качестве
проделанной
работы.

сверстниками
взрослыми.

27.

Формы рельефа

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

28.

Виды водных объектов

Отбор материала Осуществлять
Самостоятельно
из
нескольких расширенный
устанавливать
источников
поиск
учебную проблему
информации
с
использованием
ресурсов
библиотек

29.

Географическое положение Просмотр
Талицкого района
познавательных
фильмов

Определять цели
своего обучения

Из чего состоят вещества

Определять цели
своего обучения

30.

Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

Умение работать с Учатся работать с Умение
текстом, выделять различными
воспринимать
в нем главное.
источниками
информацию
информации
слух.

Структурировать
информацию.

Структурировать
информацию.

15

Участвовать
коллективном
обсуждении
проблем;

и

Формируется
научное
на мировоззрение на
основе изучения
биологии
в Формируется
биологическая
культура

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.

Адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.

Развивают
познавательные
потребности на
основе интереса к
изучению
биологии

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.

Адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей

Развивают
познавательные
потребности на
основе интереса

Организация и
планирование
сотрудничества

Мотивация
к
обучению
и
познавательной
деятельности

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.

Вступать в диалог,
участвать
в
коллективном
обсуждении

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.

Применение
Умение
биологического
выстаивать
кругозора
и логические
биологической
умозаключения
грамотности

31.

Химические элементы

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

32.

Домашняя аптечка

Отбор материала Определять цели
из
нескольких своего обучения
источников
Структурировать
информацию.
Самостоятельный
информационный
поиск.

33.

Бытовая химия

Просмотр
познавательных
фильмов

Выделять
существенные
признаки
животных.
Сравнивать
представителей
царств природы

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.

Вступать в диалог,
участвать
в
коллективном
обсуждении

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.

34.

Итоговое занятие

Самостоятельная
работа

Определять цели
своего обучения

Работая по плану,
сверять свои
действия с целью
и, при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно.

Адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.

Проявление
эмоционального
отношения в
учебнопознавательной
деятельности.

Структурировать
информацию.
Самостоятельный
информационный
поиск.

16

17

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечениепрограммы (литература)
1.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для
общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред.
Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
2.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для
общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред.
Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
3.
Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю.
Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
4.
Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для
общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. :
Просвещение, 2020.
5.
Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под
ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
6.
Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
7.
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в
проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
http://skiv.instrao.ru/
8.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VIIIX классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
9.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».