РП Естественно-научная грамотность 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политики Талицкого муниципального
округа
МКОУ "Мохиревская ООШ "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы естественно-научной грамотности»
для обучающихся 7 класса
на 2025-2026 учебный год
(34 часа – 1 час в неделю)

д. Мохирева, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

















Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20- 21
веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и
продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области
естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам
не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой
природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности
т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание
жизни как величайшей ценности.
Курс организуется для учащихся 7х классов. Среди отличительных особенностей
данной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к
базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных
форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с
опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире
живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области
естествознания и географии
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но
хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за
миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении
экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное
здоровье.
Основные задачи программы:
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологическихзнаний.
Ознакомление с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации
биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояниеокружающей
среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения
опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Место «Основы естественнонаучной грамотности» в учебном плане
Программа «Основы естественнонаучной грамотности» рассчитана на 1 год 34 часа в 7
классах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММЫ:
обучающиеся приобретут знания: о разных видах исследовательских работ; требованиях к их
выполнению и защите; по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.

Личностные УУД:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов
своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного
образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
потребительскому ресурс пользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения
экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности
жизни.
Метапредметными УУД:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения
взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности
аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у
представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять
её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на
достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её
действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
— Предметными УУД:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов
своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования
пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
— а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической
опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных
ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических

опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного
природопользования в местных условиях.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний наиболее эффективно
используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка
и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении
внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы
занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
• приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками
информации,
• учатся проводить опыты, наблюдения,
• разрабатывают буклеты и создают презентации
• развивают свои творческие способности при оформлении.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Основы
естественнонаучной грамотности» 7 классы
№

Наименование раздела и тем

Ценности науки 8 ч
1
Игра – обобщение «Хочу все знать»
2
Величайшие научные открытия современности.
3
Прогулки с монстрами (животные прошлого)
4
Растения – хищники.
5
Загадки растительного мира.
6
Загадки животного мира.
7
Человек. А что внутри?
8
Человек в цифрах. Пр «Изучение некоторых характеристик»
Открытия в области химии 6 ч
9
Игра «Удивительные загадки природы»
10
Ее Величество Вода. П р «Определение качества воды»
11
Вещества на кухне. П.р. «Выращивание кристалла медного купороса»
12
Химия чистоты и красоты.
13
Осторожно, еда!
14
Практическая работа «Определение качества пищи».

Кол
иче
ств
о
час
ов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведе
ния

Открытия в области биологии 7 ч
15
Царства живой природы.
16
Царство Бактерии и Вирусы, характерные признаки.
17
Царство Растения, характерные признаки.
18
Царство Растения, характерные признаки.
19
Царство Грибы, характерные признаки.
20
Царство Животные, характерные признаки.
21
Царство Животные, характерные признаки.
Открытия в области физики 5 ч
22
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
23
Масса. Измерение массы тел.
24
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
25
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
26
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение
Открытия в области географии 8 ч
27
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
28
Модель солнечной системы.
29
Создание модели Солнечной системы.
30
Исследования в области астрономии.
31
«Умники и умницы в королевстве естественных наук».
32
Решение заданий
33
Решение заданий
34
Круглый стол «Мои достижения» Рефлексия деятельности
учащихся.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».